Сад и огород
Зимние традиции для богатого урожая
Приметы, обряды, традиции долгие годы были залогом богатого урожая у наших дедов и прадедов. И ведь удавалось им выращивать фрукты и овощи без модных нынче биопрепаратов и удобрений! А залогом будущего урожая и благополучия в семье было соблюдение календаря и проведение обязательных обрядов на урожай.
3 января — Петр Полукорм
Приметы. Люди верили, что каков Петр, таков и сентябрь. А если снег к этому моменту не укрыл землю, то урожай будет очень скудным.
Обычаи. В этот день было принято проверять амбары, пересчитывать стога сена, ворошить деревянными лопатами зерно, а после приложить ухо к припасам: если слышали гудение, быть «сердитому» лету с переменчивой, сложной погодой.
Уходя из амбара, ломали лучину и крест-накрест укладывали поверх зерна, чтобы уберечь остатки урожая от порчи мышами, гнили и всякой нечисти. Девушки в этот день не выходили на улицу, а брали зерно (овес, пшеницу), просеивали, промывали и подсушивали, затем ссыпали в ступку и толкли, чтобы «подогнать» судьбу. При этом нельзя было говорить. Если рот откроешь — судьбу обидишь. Над перетолченным зерном загадывали желание, затем варили из получившейся муки кисель или пекли блины. Чтобы желание сбылось, приготовленное блюдо нужно было съесть тому, кто его готовил.
5 января — Нифонт
Приметы. Говорили, что по погоде на Нифонта можно судить о том, каким будет ноябрь. Сильный ветер в этот день сулил добрый урожай.
Обычаи. В этот день пекли печенье в форме овечек, коровок, птиц, а чтобы нечистая сила на них следа не оставила, сразу же их заворачивали в полотенце. Часть печенья скармливали домашним животным, чтобы защитить их от болезней и сглаза.
7 января — Рождество Христово
С 7 по 14 января — «святые вечера», с 14 по 19 января — «страшные вечера». Приметы. Если на Рождество стояла тёплая погода — ждали раннюю и теплую весну. Снег предвещал урожайное лето. Метель — пчелы будут хорошо роиться. Обычаи. Считалось, что если первой на Рождество войдёт в избу чужая женщина — весь год женщины в избе будут хворать. Во время обеда мужчинам нельзя было пить хмельное, люди говорили, что в противном случае на сенокосе косцов будет сильно мучить жажда.
13 января — Васильев вечер, Щедрый вечер
Приметы. Если в этот вечер на небосводе было много звёзд — ждали богатого урожая ягод. Если ветер дул с юга — год обещал быть жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — к урожаю фруктов. Падал мягкий снег — к урожаю, оттепель — к дождливому лету.
Обычаи. В этот день готовились к встрече Старого Нового года. Варили ритуальную кашу и смотрели, как разварилась крупа. Говорили, что хорошая каша — к изобилию, мелкая — к бедам. Но хуже всего было, если каша в печи вылезла из горшка или треснул горшок. Тогда год обещал быть голодным и полным плохих вестей. В полночь глава семьи шел в сад и встряхивал ветки яблонь — для урожая яблок. Затем жгли колоду или выдолбленное из дерева корыто, в огонь подбрасывали сор из избы, тем самым очищая дом от всего плохого, что было в прошедшем году.
15 февраля — Сретенье Господне
Приметы. Говорили, что на Сретенье зима с весной встречаются. Какова погода в этот день, такова будет и весна. Метель на Сретенье предвещала голодную весну, а значит, нужно было аккуратнее отнестись к кормам для скота. Ветреная погода предвещала богатый урожай фруктовых деревьев.
Обычаи. Утром после молебна несли из церкви домой зажженную свечу, давали погореть огоньку в доме, чтобы защитить семью от бед и невзгод. Затем эту свечу старались сохранить как можно дольше, зажигали ее во время грозы, чтобы молнию отвести. А если в доме кто-то болел, жгли такую свечу и с молитвой о здравии несколько раз обносили ею сосуд с водой, которая после этого считалась целебной. Ею и поили заболевшего.
Кроме того в этот день начинали готовить к посеву семена. Перебирали их, читая такую молитву: «Подхожу к вратам рая, дивом дивлюсь. Господу поклонюсь. Дал бы ты, Господь, и мне, то же, что у тебя в райском саду. Так бы все цвело и росло, разросталось и наливалось. Ангелам на умиление, людям на удивление. Аминь. Аминь. Аминь.» Эту же молитву читали весной, когда сеяли семена.