Столярное дело
Подбор текстурного рисунка для деталей проекта
Когда наш мастер-столяр отправляется на склад пиломатериалов и задерживается там на несколько часов, он вовсе не отлынивает от работы. Напротив, ему приходится тратить время и силы, чтобы перебрать десятки досок в поисках лучшего материала для нового проекта, и можно быть уверенным, что летали будут иметь одинаковый цвет, а рисунок текстуры будет гармоничным. Эти нюансы могут быть незаметны на ранних этапах работы, до тех пор пока наш столяр не нанесет последние слои отделочного покрытия. Но даже самая совершенная отделка не сможет выявить красоту рисунка, если ее изначально не было в заготовках. Незаметные линии склейки и стыки деталей, где цвета смежных участков не отличаются друг от друга лаже без применения морилки, должны стать нормой в работе любого столяра.
Больше внимания деталям и подготовке к работе
Отравляясь в магазин за материалами, следует настроиться на покупку деталей вашего проекта, а не досок. Возьмите с собой список деталей, определите, какие заготовки потребуются, и выбирайте их, ориентируясь прежде всего на внешний вид. Например, деталям стола, расположенным па виду, необходимо уделить больше внимания, чем тем, которые скрыты от взгляда. Если возможно, филенки из массивной древесины и крышки столов лучше делать из одной доски или досок, выпиленных из одного бревна. Тогда у щитовых деталей будет больше шансов надолго сохранить привлекательность. Отлично подобранные по цвету соседние делянки щитов выглядели безупречно в новом изделии, но через шесть лет часть из них потемнела значительно сильнее остальных. Если невозможно получить достаточное количество материала из одной доски или бревна, при отделке используйте морилку, чтобы устранить разницу оттенков и уменьшить ее проявление в будущем.
Выпиливайте детали, ориентируясь на рисунок
Схемы раскроя помогают добиться максимальной экономии расходования материалов, но они ничего не говорят о том, как будут выглядеть выпиленные летали. Не пытайтесь получить как можно больше деталей из меньшего количества досок, лучше прикиньте, какой текстурный рисунок стоит использовать для каждой детали.
Например, в проекте ночного столика-тумбы схема раскроя предполагает, что для большей экономии все детали делаются из нескольких досок стандартного размера с минимумом отходов. Так, детали А и С выпиливаются из разных досок, а В и D из одной, и все они являются частью одной боковой стенки. Поэтому для их изготовления нужно иметь либо две доски, полученные из одного бревна, либо одну широкую и длинную доску, чтобы выпилить все детали для одной стенки. Помните, что схемы раскроя служат лишь подсказкой, а не указанием, как распилить доску на заготовки.
Если в проекте предоставляется возможность выгодно использовать интересный рисунок, сучок или другую особенность строения древесины, например в верхней перекладине изголовья кровати, отметьте это в своем списке, перед тем как покупать материалы. Чтобы увидеть, как будет выглядеть деталь в готовом изделии, вырежьте ее контур на куске бумаги и возьмите такое «окошко» с собой, чтобы примерить его к разным доскам. Вернувшись в мастерскую, используйте его (а лучше сделайте более прочную копию из плотного картона), чтобы еще раз выбрать наиболее подходящий участок, прежде чем выпилить заготовку. Кроме этого, советуем взять с собой в магазин рулетку и мел для обозначения деталей, которые планируете сделать из каждой доски. Если вы покупаете грубо напиленные или старые доски, возьмите с собой небольшой рубанок, бутылку воды и тряпку, чтобы оценить текстуру и цвет древесины.
Как выбирать доски
Перебирая доски, сразу отбракуйте все скрученные и покоробленные, которые со временем при изменении влажности станут еще хуже. Не стоит брать и грубые доски с неровными краями – они повторяют форму древесного ствола, и в них почти всегда выявляются серьезные дефекты. Теперь вы можете отсортировать наиболее привлекательные доски по цвету и рисунку. Порой это сделать затруднительно из-за грязи и следов пилы, скрывающих поверхность. С разрешения продавца воспользуйтесь своим рубанком. Чтобы увидеть, что скрыто под серым налетом, слегка острогайте небольшой участок, обнажив детали рисунка и текстуры.
Теперь вы можете лучше оценить доску и предварительно прикинуть варианты ее раскроя, зная преобладающий тип строения и рисунка. Доски радиального распила с прямыми линиями рисунка на пласти хорошо сочетаются друг с другом и более стабильны, чем доски тангенциального распила (рядовые). Однако доски тангенциального распила имеют более интересный рисунок и часто стоят дешевле, так как для их получения используется наиболее экономный способ роспуска бревен с минимальным количеством отходов.
Выбирая доски радиального, промежуточного или тангенциальною распила, следует сразу определить, какие детали можно сделать из каждой. Например, вы можете выпилить ножки стола из досок радиального распила, а лля крышки использовать доски промежуточного распила.
Цели для изготовления большого щита потребуется больше, чем одна доска, увлажните поверхности мокрой тряпкой, растирая воду поперек волокон, чтобы увидеть, как будет выглядеть щит после нанесения бесцветного покрытия. Вернувшись в мастерскую, вы можете сделать то же самое, взяв вместо воды уайт-спирит.
Отобрав нужные доски, тщательно спланируйте варианты их раскроя с учетом особенностей каждой из них. Разделив широкую лоску вдоль на части, можно использовать прямослойные боковые участки для стоек и перекладин рамы, а из средней части с выразительным рисунком сделать красивую филенку.
Как из грубых досок получить нужные детали
Дважды проверьте все купленные доски, обработав их на рейсмусовом или строгально-футовальном станках, чтобы исключить неприятные сюрпризы, например, сучки или свилеватые участки. Теперь, когда вы видите, что представляет собой каждая доска, можно планировать раскрой.
При раскрое удается обнаружить, что линии красивого рисунка не всегда параллельны кромкам доски. Если требуется, разметьте понравившийся участок и выпилите его под углом, чтобы деталь выглядела наилучшим образом. Непрерывность рисунка также важна для крупных и небольших изделий, где линии словно перетекают с одной стенки на другую через углы. Выпилив из одной доски все четыре летали с небольшим припуском, пометьте каждую из них, чтобы не перепутать порядок чередования и ориентацию сторон. Затем сделайте на концах скосы под углом 45°, удаляя как можно меньше материала. Перед склейкой расположите детали в том же порядке, в каком они выпиливались из доски, и обратив лицевые стороны одинаково. В результате на трех углах из четырех линии рисунка будут выглядеть непрерывными.