Строительство бани
«Дом горячих камней». «Темаскаль» – мексиканская баня
У каждого народа есть своя «гигиеническая» традиция, свои обычаи, связанные с очищением души и тела, посещением бани. Есть она и у коренных народов Америки – индейцев. Традиционная индейская (мексиканская) баня «темаскаль» – один из немногих сохранившихся и практикующихся по сей день индейских ритуалов. В переводе это слово означает «дом горячих камней».
Когда-то, когда история американского континента еще не связывалась с личностью Колумба, северную часть континента населяли кочевые народности, пришедшие туда из Сибири. Они строили себе дома-вигвамы, которые обогревались разожженным в центре жилища огнем. Костер разогревал камни, окружающие очаг, и продолжительное время внутри сохранялось тепло.
Постепенно из способа согреться разогрев камней превратился в ритуал, в процессе которого на разогретые камни лилась вода, получилась своеобразная баня, названная позже «домом горячих камней» – темаскаль Так как индейцы – люди духовные, то «дом горячих камней» постепенно превратился в церемонию, которая сопровождалась песнями, молитвами, боем барабанов и другими шаманскими штучками. Пол устилали душистыми травами, индейцы рассаживались вокруг очага, выполняя физические движения в виде танца для ускорения потения. Ногтями и скребками друг другу скребли тело, совмещая «приятное с полезным».
Дойдя до южной части континента, традиция «попала» в руки индейцев племени майя. Они, как известно, были люди рукастые, строили на века, поэтому их бани «темаскаль» стали возводиться из камня и глины. Находки археологов и исследования обычаев и истории потомков майя говорят о том, что паровая баня была совершенно обыденным явлением.
Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отверстием парилки некоторых темаскалей помещалось изображение богини земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Возможно, темаскаль развился как альтернатива лечению, которое древние индейцы практиковали в термальных источниках (в Мексике их очень много: Гогоррона, штат Сан-Луис-Потоси, Лос-Асуфрес. штат Мичоакан, Команхилья, штат Гуанахуато, Лос-Баньос-дель-Пеньон, Федеральный округ, и т.д.). Но даже без химических элементов, растворенных в воде термальных источников, темаскаль весьма полезен для здоровья: при потении очищаются поры кожи, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.
Испанские миссионеры впоследствии старались всячески дискредитировать темаскаль среди ацтеков и майя. Однако позже многие медики и историки все же склонились к пользе бани. Один из первых историков Мексики, монах Дюран, написал в 1567 году: «Темескаль – небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так. что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темаскале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-либо подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич».
Испанский врач Саагун перечислил большое количество заболеваний, для лечения которых благоприятно принятие паровой бани.
Терапевтическое использование темаскалей часто сопровождалось ритуальными обрядами, придававшими всей процедуре мистический и таинственный настрой. Однако обряды постепенно отмирали, лечение приобретало светский характер. Один из этнографов достаточно подробно описал принятие современной паровой бани в селении Сан-Хуан-Теотихуакан: «Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве для разогрева экрана из тесонтле (камни между печью и парилкой для образования пара) и внутренних стен темаскаля. Когда дым, проходящий через парилку темаскаля выйдет сквозь входное и два-три вентиляционных отверстия в стенах и в своде, человек входит внутрь, неся с собой емкость с водой, разогретой на горячих углях печи, и большие зеленые ветки. Вход закрывают циновкой, а круглые вентиляционные отверстия затыкают травой. Купальщик в наклоненном положении трясет зеленые ветки внутри темаскаля. Эти ветки, охеадорес, сначала вымачивают: при их прикосновении к разогретым стенам бани образуется пар и капли горячей воды. Если температура снижается, время от времени льют небольшое количество воды на экран из тесонтле, где жар сохранился, так что вода сразу превращается в пар. До образования пара, но после того, как огонь был потушен, отверстие печи наружу закрывают большим камнем, который замазывают глиной, предупреждая выход пара. Частью процедуры является мытье с горячей водой и мылом со связками волокна магея или кусками сушеной травы вместо мочалки и банного веника».
В 1787 году итальянец Франческо Калигеро писал, что мексиканские бани – сильнейшее лекарство, которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма. Он же дал описание строения, согласно которому темаскаль обычно сооружали из грубо обработанных камней. Он походил на печь для выпечки хлеба. Общий диаметр – около 3 м. а наибольшая высота – рост человека. Вход – не больше устья печи, то есть человек мог в него только проползти. Напротив входа находилась печь из камней или грубых кирпичей. Ее устье открывалось наружу. У задней стены парилки располагался прямоугольный очаг, проход внутрь очага из парилки оформлялся каменной перемычкой и косяками. Позади очага проходила стена, сделанная полностью из больших обломков камней, соединенных известняковым раствором. Очаг разогревал заднюю стенку парной на которую и лили воду для парения.
Чтобы было много пара, специальные вулканические камни должны быть раскаленными. На них уже потом наливали настои розмарина или эвкалипта
После того, как человек напарился, его начинали слегка бить специальным веником из лечебных растений, а после этой процедуры обливали холодной водой. Интересен сам факт наличия травяных веников, которыми нагнетали пар и массировали тело. Получается, что темаскаль имеет общие черты с русской паровой баней.
Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде: внешняя комната, парилка внутренний очаг. Как правило, один темаскаль используется несколькими соседями, причем не только для мытья но и в качестве терапевтических процедур. Как медицинское средство темаскали применяются на этапе выздоровления от некоторых болезней, они посещаются женщинами до и после родов.
Если вы не индеец, тогда вряд ли сможете построить на даче собственный темаскаль. Но когда вам представится возможность попробовать, что же это такое, ни в коем случае не упускайте ее. Ведь лучше один раз попробовать, чем тысячу раз перечитать.