Архитектура
Брутализм в архитектуре
Несмотря на название, архитектуре брутализма не свойственна брутальность; этот термин образован от французского brut— «необработанный».
Новым брутализмом называют архитектурное течение, развившееся на основе идей «Независимой группы» — фракции молодых архитекторов, собиравшихся в лондонском Институте современных искусств в начале 1950-х. Его основные представители в архитектуре — Элисон и Питер Смитсон — находились в поисках новой этики и эстетики для реконструкции «социальной» Британии. Супруги составили ядро авангардного объединения архитектурного отдела Совета Лондонского графства, черпавшего вдохновение в экспрессивном «бетонном» периоде Ле Корбюзье.
В годы послевоенной экономии наиболее очевидным проявлением стиля стали необработанные материалы и «обнаженные» конструкции. Подогреваемый поддержкой главных британских архитектурных журналов — Architectural Design и Architectural Review, — новый брутализм стал стандартным стилем большинства амбициозных проектов реконструкции британских городов. Примеры этому можно увидеть в Шеффилде, Ковентри и Лондоне, а также в США, Голландии и Японии, где стиль также взяли на вооружение. Будучи авангардным течением, брутализм завершил свое существование к моменту написания Рейнером Бэнхемом его истории в 1966 г., однако отголоски были слышны и в 1970-е.
Слово «брутализм» нередко используется пренебрежительно, вызывая ассоциации с низкокачественными бетонными жилыми зданиями и торговыми центрами 1960-х. Однако в этом стиле возведено немало успешных построек — от административных центров городов до зданий университетов и культурных учреждений. Ключевыми чертами брутализма являются использование необработанных материалов (монолитный бетон, открытая кирпичная кладка), асимметричные скульптурные формы и разделение транспортной и пешеходной зон.